Профилактика ДТП

14b75a2b-a07d-5682-b50e-c3cf749c02e6.jpg

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в любом образовательном учреждении - проблема, требующая многоаспектной и всесторонней педагогической деятельности.

В ней актуализируются вопросы выбора форм работы с детьми, с родительской общественностью, с сотрудниками ГИБДД, а также с другими заинтересованными организациями и ведомствами.

Основная цель профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в нашем детском саду - сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения, создание условий для обучения детей правилам дорожного движения, что в свою очередь будет способствовать снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма.

С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  наше МАДОУ разработало Образовательную программу дошкольного образования, в которой раздел по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ) включен в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие».

Работа по данному разделу направлена на формирование у воспитанников навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях, в том числе на дороге и транспорте.

Основные задачи деятельности нашего детского сада по профилактике ДДТТ и воспитанию безопасного поведения на улицах:

-обеспечение непрерывности педагогического процесса, где формируются, развиваются, прививаются детям навыки безопасного поведения на улице и дорогах;

-совершенствование форм и методов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;

-воспитание законопослушных и дисциплинированных участников дорожного движения;

-формирование в семье навыков безопасного поведения на дорогах.

Чтобы реализовать эти задачи в МАДОУ ведется работа в следующих направлениях:

-интеграция образовательных областей при обучении воспитанников ПДД;

-повышение педагогической грамотности в вопросах ДДТТ и БДД;

-методическое обеспечение, обновление развивающей предметно-пространственной среды по обучению ПДД;

-взаимодействие с семьями воспитанников и социумом.    

Ежегодно, в начале учебного года назначается ответственный педагог за организацию профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, который проводит профилактические мероприятия с воспитателями и специалистами, составляет годовой план  по профилактике ДДТТ, участвует в разработке и реализации образовательных проектов как групповых, так и общесадовских, обеспечивает работу по социальному партнерству с сотрудниками ГИБДД и другими организациями.

Для достижения положительного результата в работе с детьми по формированию знаний ПДД, педагогами осуществляется комплексный подход в соответствии с программными требованиями, не допускаются перегрузки детей излишней  информацией.
 Анализируя программные задачи по обучению детей дорожной азбуке, следует отметить последовательное усложнение программных требований в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Программные задачи работы с малышами: «совершенствовать умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар; понимать значение зеленого, желтого, красного сигналов светофора», в дошкольных группах задачи постепенно усложняются.

Обучение правилам дорожного движения дает желаемый результат, когда данный материал интегрирует  во все образовательные области программы: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»  и «Физическое развитие»; внедрен во все виды детской деятельности в непрерывно образовательную деятельность и в режимные моменты. Организация такой работы проводиться регулярно, планово, систематически.

Ребенок получает «теоретические» знания,  пропускает через продуктивную деятельность, а затем реализовывает их в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
   Правила безопасного поведения в дорожной среде изучаются в процессе  развивающих занятий, в основе которых лежит игра, как основной вид деятельности у малышей, которая используется в различных аспектах, в том числе и для закрепления знаний детей. Это сюжетно-ролевая,  игра с правилами,  дидактическая игра и, конечно, игровая образовательная ситуация. Моделируя на игрушках дорожные ситуации, педагог предлагает детям поупражняться в выполнении правил пешехода.

Познание «дорожной азбуки» происходит через дидактические игры и упражнения: «Какой огонек зажегся?», «О чем говорит светофор?», «На чем ездят люди?», «Чего не хватает?» и др.; сюжетно – ролевые   игры: «Пешеходы», «Дорожное движение»; творческие игры «Транспорт», «Путешествие по городу»; продуктивную деятельность: рисование и аппликацию на темы:  «Автобус», «Светофор», «Пешеходный переход», «Машины едут по улице» (коллективная работа); чтение художественной литературы: «Зайка-велосипедист» В. Клименко, А. Северный «Светофор», О. Трутин  «Переход» и другие. Задачки мультипликационных героев помогают детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной среде

Закрепление, расширения и углубление знаний осуществляется в беседах с детьми, которые организуются во время проведения «Минуток безопасности», в первой и  во второй половине дня или на прогулке. С детьми проводятся  беседы на темы: «Как вести себя на улице?», «Всем ребятам надо знать, как по улицам шагать» и т.д., просмотры  видеофильмов,  подвижные  игры: «Воробышки и автомобиль», «Светофор», «Красный, желтый, зеленый».  Малыши  рассматривают подборку картинок «Дорожная азбука», иллюстрации, альбомы, детские книжки по данной тематике, лепбуки «ПДД для малышей».

Вопросы безопасного поведения в дорожной среде рассматриваются с воспитанниками при чтении, работе с картинками, отгадывании загадок, проведении конкурсов, досугов, развлечений и других мероприятий.

Для  того, чтобы педагоги сами владели знаниями  по вопросам профилактики ДДТТ и  могли доступно и правильно донести до ребенка необходимые знания по ПДД, с ними проводится систематическая работа.

  Для повышения педагогического мастерства воспитателей в детском саду проводятся педагогические советы «Совершенствование форм работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма», деловые игры, КВН, семинары, консультации, открытые просмотры по обучению детей правилам дорожного движения. Воспитатели и специалисты осуществляют взаимодействие  в работе по формированию навыков практического применения и соблюдения детьми правил дорожного движения.

Педагогический коллектив МБДОУ в работе с детьми использует  современные образовательные технологии: обучающие игровые ситуации, моделирование, проектирование, информационно-коммуникативные  технологии.  

Особенно хочется сказать о проектной деятельности, организация которой помогает углубить представления детей, развивает познавательные способности, мышление, их коммуникативные навыки; способствует  привлечению к данной проблеме родителей.

   Использование проектов с участием родителей, инспекторов ДПС, ГИБДД в образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения, позволяет поддерживать интерес к данной теме на протяжении длительного времени и закрепить результаты во время проведения  итоговых мероприятий, выставок, акций.

В помощь воспитателям по организации обучения детей правилам дорожного движения в методическом кабинете детского сада создан учебно-методический комплекс: дидактический и демонстрационный материал, конспекты занятий, обучающие видеофильмы, картотеки бесед и прогулок, игр, стихотворений, загадок.

При планировании работы по пропаганде и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с детьми неотъемлемой частью является тесное взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.

Работе с родителями в детском саду уделяется большое внимание, ведь именно они каждый день и не раз переходят с ребятишками дорогу и несут за них ответственность. Однако иногда случается, что сами дети знают значительно больше родителей и даже поправляют их поведение на дороге.

Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность по предупреждению детских дорожно-транспортных происшествий, безопасного поведения на улице ведется в следующих направлениях:
- повышение уровня компетентности взрослых в знании правил дорожного движения и культуры поведения на улице;
- пропаганда безопасного поведения на улице всех участников дорожного движения средствами наглядной информации;

- привлечение родителей  к созданию условий, способствующих формированию у детей знаний и навыков пешеходов;
- активизация участия родителей в педагогическом процессе дошкольного учреждения: в организации и проведении совместных мероприятий с сотрудниками ГИБДД;
- ознакомление с результатами мониторинга динамики детского дорожно-транспортного травматизма в городе;
- совершенствование форм взаимодействия детского сада и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
 Родители являются  первыми помощниками МАДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения. Следует подчеркнуть, что только совместными усилиями детского сада и семьи можно научить детей соблюдать столь необходимые в их будущей жизни правила дорожного движения и основы безопасности жизни.
 Организуя такую важную работу по профилактике ДДТТ с родителями,  педагоги используют следующие формы работы:
1.Анкетирование, тестирование, опрос
2. Проектная деятельность, развлечения, праздники
3. Родительские собрания в традиционной и нетрадиционной формах.
4. Мастер-классы
5. Проведение бесед, консультаций.
6. Организация выставок совместного творчества: поделок, рисунков, аппликаций.

7. Использование наглядной агитации (папки-передвижки,  памятки, плакаты, фотовыставка и т. д).

8. Страничка на официальном сайте «Безопасность дорожного движения».
   В начале учебного года в группах проводится анкетирование родителей, что помогает определить уровень знаний родителей и подобрать наиболее эффективные методы подачи дорожной грамотности, выбрать эффективные формы работы с детьми и родителями.

    Регулярно педагоги размещают   в родительских уголках информацию на темы: «Ребёнок и улица», «Как приобщить ребёнка к безопасному поведению на дороге», «Памятки для родителей по правилам дорожного движения», проводят родительские собрания: «Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода»,  «Наши помощники».

   На качество профилактической работы с детьми, педагогами и родителями (законными представителями) воспитанников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма оказывает систематическое взаимодействие МАДОУ с инспекторами ГИБДД.     Подводя итог, можно сказать, что такая работа педагогического коллектива МАДОУ совместно  с родителями и социумом, несомненно, позволит обезопасить и сохранить здоровье и жизнь наших детей.

Сравнительный анализ педагогической диагностики индивидуального развития детей на начало и конец учебного года показал положительную динамику педагогических воздействий на формирование у воспитанников элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения и воспитание у них осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Мы считаем, что направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование работы по пропаганде безопасности дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Наша работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят новые малыши и наша задача готовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах, «чтобы жили и дружили люди и автомобили».